x_cc67da01

Спортивные программы

Олимпийская деревня.
(спортивно-познавательная программа для детей 10-15 лет)
М.В.Громова,
Москва
Предлагаемая программа поможет ребятам ознакомиться с историей возникновения и развития Олимпийского движения, традициями, связывающими античную Олимпию с современностью, а главное – понять простую истину: путь к спортивному мастерству начинается с выполнения режима дня, правил гигиены, зарядки и закаливания.
Продолжительность программы 10 дней.
Ниже мы помещаем календарный план и описание дневных и вечерних мероприятий.
Календарный план
День первый
Утро Знакомство с программой лагеря.
День Объединение в спортивные команды.
Выбор формы, эмблемы.
Вечер Защита проектов спортивных наград
(грамот, значков, медалей).
День второй
Утро Зарядка.
День Школа бегунов.
Вечер «В Древней Греции. Сначала были легенды».
День третий
Утро Зарядка.
День Школа прыгунов.
Вечер «В Древней Греции. Путешествие по старому городу».
День четвертый
Утро Зарядка.
День Школа волейболистов и баскетболистов.
Вечер Олимпийские игры: история возникновения.
День пятый
Утро Зарядка.
День Открытие Летних игр.
Вечер Хоровод Дружбы.
День шестой
Утро Гимнастическое многоборье.
День Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол).
Вечер Олимпийский калейдоскоп.
День седьмой
Утро Олимпийский зачет (младшая возрастная группа).
День Олимпийский зачет (старшая возрастная группа).
Вечер Песни о спорте.
День восьмой
Утро Зарядка.
День Веселые старты.
Вечер «Ералаш».
День девятый
Утро Игра-зарядка.
День Шуточное пятиборье.
Вечер Олимпийский бал.
День десятый
Утро Закрытие Летних игр.
Награждение победителей.
Дневные часы: спортивные мероприятия
Школа бегунов
Первое занятие
1.Бег с палкой за спиной для выработки правильной осанки на расстояние от 40 до 100 метров. Бежать по прямой дорожке, сначала медленно, а потом в среднем темпе, зигзагами между расставленными булавами или городками:
2.Бег прыжками по прямой на расстояние 15-20 метров. Продвигаясь вперед, поочередно отталкиваться ногами, полностью выпрямляя их в колене. Маховая нога выносится вверх.
3.Игра «Салки-пересекалки». Игроки спасаются от водящего, который старается осалить кого-либо. Преследуемого можно выручить. Для этого одному из игроков нужно пересечь путь водящему. Тогда тот обязан прекратить преследование убегающего и ловить того, кто пробежал у него «под носом».
Второе занятие
1.Спокойный бег, чередующийся с ходьбой. Длительность упражнения 5-7 минут.
2.Семенящий бег, т.е. бег короткими шажками, но с активными движениями рук. Вначале упражнение проделать на дорожке с положенными поперек планками. Количество планок 8-12, расстояние между ними 30-50 см.
3.Отработка низкого старта. Групповые старты с соблюдением команд: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Это занятие проводится инструктором.
4.Игра «Салки маршем». Играющие выстраиваются в две шеренги на расстояние 30 метров друг от друга, лицом друг к другу. Одна команда принимает положение низкого старта. Другая команда, взявшись за руки, идет вперед, соблюдая равнение в шеренге. Когда между шеренгами останется 3-4 шага, инструктор дает сигнал, наступающие поворачиваются и убегают за линию. Шеренга, стоявшая на старте, бросается вдогонку, стараясь поймать как можно больше убегающих. Затем шеренги меняются ролями. Повторить «наступление» по два-три раза с каждой стороны. Подсчитать количество пойманных.
Третье занятие
1.Семенящий бег в чередовании с ходьбой. Преодолеть 15-20 метров с максимальной быстротой и возможно большим количеством шагов. Затем то же самое, но с наименьшим количеством шагов.
2.Бег прыжковыми шагами через препятствия высотой 20-30 см (барьерчики), стоящие друг от друга на расстоянии 3-5 метров.
3.Отработка техники финиша. Групповые забеги по 3-5 человек на 15-20 метров с набеганием на ленточку.
4.Игра «Вызов номеров». Игроки в параллельных колоннах рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Руководитель называет номер, и игроки с этими номерами бегут вперед. Они обегают флажок, стоящий в 15 метрах от шеренг, и возвращаются обратно. Тот, кто первым пересечет линию старта-финиша, получает для команды одно очко. Продолжительность игры 6-8 минут.
Четвертое занятие
1.Свободный бег с рывками на 10-15 метров. В течение 5 минут бега сделать 3-4 рывка.
2.Повторить упражнение семенящим бегом. Затем провести бег по дорожке, при котором нужно параллельно и узко ставить ступню на землю. Ширина дорожки 25-30 см. Бежать сначала медленно, затем быстрее. Длина дорожки 40 метров.
3.Отработка передачи палочки для эстафетного бега. Игра «Круговая эстафета». Игроки встают спиной к центру, образуя как бы «спицы» колеса, а затем поворачиваются налево. (У крайних игроков в руках эстафетные палочки – длина 30 см). Игроки с палочками бегут по кругу и, добежав до своей шеренги, передают палочки вторым номерам, а сами встают в начало колонны в центре круга. Вторые номера также бегут по кругу, за ними третьи и т.д. Игра заканчивается, когда палочка вновь оказывается у игрока, начинавшего бег.
Пятое занятие
1.Эстафета (4х40 или на 60 метров). Число забегов зависит от количества занимающихся в группе. Отработка старта, бега, передачи палочки и финиша.
2.Бег на 60 метров с низкого старта на время.
3.Игра «День и ночь». Участники стоят двумя шеренгами спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Шеренги называются «день» и «ночь». Руководитель громко произносит название одной из команд. Вызванная команда поворачивается кругом и догоняет команду «противника», которая убегает за линию своего «дома», расположенную в 15-20 шагах. Ловить можно только до черты. Осаленных подсчитывают и ставят в строй. Руководитель меняет название команд. Игра продолжается 8-10 минут. Побеждают игроки, сумевшие за равное количество перебежек поймать большее число игроков. Перед бегом рекомендуется давать командам разные исходные положения (низкий старт, высокий старт, прыжки, ходьба на месте).
Школа прыгунов
Упражнения по прыжкам в длину с разбегу
1.Прыжки шагом, т.е. поочередно отталкиваясь то правой, то левой ногой, через 5-6 препятствий высотой 30-50 см (барьерчики, веревка на колышках, булавы).
2.Разбежаться, сделав 5-6 шагов, и прыгнуть в яму, перепрыгнув через планку, установленную на высоте 20 см, в 1,5 метрах от доски отталкивания.
3.Прыжки в яму с 10-15 шагов разбега.
4.Каждому участнику определить ритм и длину своего разбега для точного попадания ногой на деревянный брус.
Упражнения по прыжкам в высоту
1.Прыгнуть с разбегу через планку (высота 50-70 см), отталкиваясь одной ногой (для определения толчковой ноги).
2.Прыгнуть с разбегу на препятствие высотой 50-70 см. Метка для отталкивания расположена в 80-100 см от препятствия.
3.Прыгнуть и одновременно ударить ногой по мячу, затем приземлиться на эту же маховую ногу.
Игры для тренировки прыгунов
Переправа через болото
На земле на расстоянии 40-50 см один от другого чертят кружки разного диаметра, расположенные по ломанной линии, — это «кочки». Надо, прыгая с правой на левую ногу (не наступая на черту), переправиться по «кочкам» с одного «берега болота» на другой, Выигрывает та команда, которая затратит меньше времени на переправу.
Дорожка
На дорожке шириной 1 метр разметить поперечные полосы. Ширина первой полосы 60 см, второй – 70 см, третьей – 80 см, четвертой – 90 см, пятой – 100 см, шестой – 120 см.
Между второй и первой полосой промежуток 60 см, между третьей и второй – тоже 60 см и т.д.
Прыгун становится у первой полосы и прыгает через нее, отталкиваясь обеими ногами. После прыжка можно останавливаться. За удачный прыжок через вторую полосу – 2 очка, через третью – 3 очка и т.д. Побеждает набравший больше очков.
«Скакалка-подсекалка»
Водящий вращает веревочку, на конце которой мешочек с песком. Играющие, стоя по кругу, подпрыгивают на месте, чтобы их не задела веревка с мешочком. Играющие получают задание прыгать на одной (сильнейшей) ноге или на двух ногах. При вращении мешочек не поднимать выше 20-30 см. Осаленный выходит из игры (или сменяет водящего, в зависимости от условий игры).
«Скакуны и бегуны»
Одна группа располагается в поле. Его размеры не более чем 9х9 метров. Другая строится возле него и рассчитывается по номерам.
Руководитель по очереди посылает скакунов в поле. Их задача, прыгая на одной ноге, пятнать бегунов. После 10-15 секунд руководитель возвращает скакуна за черту и высылает нового игрока. Осаленные выбывают из игры. К окончанию игры в квадрате не должно остаться ни одного игрока. Игроки меняются ролями и повторяют игру. Выигрывает тот, кто скорее переловит бегунов. Руководитель дает задание прыгать на правой или левой ноге.
Упражнения по метанию мяча
1.Бросание мячей в горизонтальную мишень (круг, квадрат, нарисованные на земле). Бросать способом «из-за спины через плечо». Расстояние между метателем и целью постепенно увеличивается от 3 до 10 метров.
2.Метание в вертикальную мишень (нарисованный щит) с места, с 1 шага или с 5 шагов, имитируя технику метания гранаты.
3.Метание с расстояния 3-5 шагов в глухую стену (забор). Место падения мяча за стеной на землю отметить чертой.
4.Метание тяжелых предметов на дальность.
5.Эстафета. Команды стоят в 6-7 шагах от стены. Бросивший в стену мяч отбегает в конец колонны. Второй номер ловит отскочивший мяч и снова кидает в стену, отбегая назад, т.д. Какая команда выполнит это задание быстрее, та и победит.
Школа баскетболистов
В игре участвуют две команды по пять человек в каждой. Игроки команды, перебрасывая мяч, стараются приблизиться к щиту «противника» и попасть в кольцо мячом. Игроки другой команды стремятся перехватить мяч и, в свою очередь, передавая его друг другу, подойти к чужому щиту и забросить мяч в кольцо.
Игроки могут ловить, перехватывать, перебивать, бросать и отбивать мяч одной и двумя руками. Можно вести мяч, ударяя его о площадку одной или попеременно (но не одновременно) двумя руками.
Разрешается выбивать и вырывать мяч из рук противника, но не прикасаясь к игроку, владеющему мячом.
За ошибки судья назначает штрафной бросок по кольцу.
Школа волейболистов
Игра ведется на площадке, разделенной сеткой.
Игроки одной команды, отбивая руками мяч, стараются перебросить его через сетку на противоположную сторону с таким расчетом, чтобы игроки другой команды не могли его принять и мяч коснулся земли.
Одна команда подающая, другая – принимающая. Подает мыч дальний игрок (номер первый) стоящий на правой половине площадки. Мяч должен перелететь через сетку на половину «противника».
Отбивая мяч, игроки «противника» могут передать его друг другу, однако на передачу и окончательный отбив не должно затрачиваться более трех ударов.
Так отбивают мяч, пока какая-нибудь команда не сделает ошибки. Если ошибку допустила принимающая команда, то она проиграет одно очко. Если же ошибка допущена подающей командой, то она теряет право на подачу, но очков не проигрывает. В этом случае право на подачу мяча переходит к другой команде.
Когда право на подачу снова перейдет к первой команде, подает мяч игрок номер второй, он переходит на место первого номера, его место занимает третий номер и т.д.
Играют команды до тех пор, пока одна из них не наберет 15 очков.
Открытие летних игр
1.Марш-парад участников.
2.Подъем флага Летних игр.
3.Показательные выступления юных спортсменов.
4.Эстафета «Олимпийская смена».
Место проведения эстафеты – 60-метровая дорожка.
Состав команды 6 человек (3 мальчика и 3 девочки). Соревнуются ребята двух возрастных групп: 10-12 лет (младшая группа); 13-15 лет (старшая группа).
6 этапов эстафеты:
1.Бег с преодолением препятствий. На расстоянии 70 см друг от друга устанавливаются 14 скамеечек или других П-образных препятствий высотой в 20 см. Участник должен перепрыгнуть каждое из препятствий, держа ноги вместе. На этапе участвуют мальчики. Для обеих возрастных групп условия одинаковые.
2.Бег со скакалкой на дистанции 20 метров. Во время продвижения вперед ноги необходимо держать вместе. На этом этапе участвуют девочки. Для обеих возрастных групп условия одинаковые.
3.Броски набивного мяча весом в 1 кг из-за спины из положения сидя, ноги врозь. Участнику старшей группы послать 3 мяча за 5-метровую отметку, младшей – за 4-метровую отметку. Стартуют мальчики.
4.Ведение баскетбольного мяча. Во время бега ударить мяч о землю. Дистанция – 20 м. Стартуют девочки. Для обеих возрастных групп условия одинаковые.
5.Подтягивание на перекладине. Для старшей группы 7 раз, для младшей – 5 раз. Стартуют мальчики.
6.Прыжок в длину с места. Участнику старшей группы необходимо преодолеть 200 см, младшей – 170 см. Стартуют девочки.
Для передачи эстафеты необходимо коснуться рукой участника следующего этапа.
В эстафете может стартовать любое количество команд.
Гимнастическое многоборье
1.Утренняя гимнастика.
2.Подтягивание на перекладине.
3.Отжимание в упоре лежа.
4. «Пистолетик» (на правой, на левой ноге).
5.Лазание по канату.
6.Кувырок.
7.Стойка на лопатках.
8.Мостик.
Олимпийский зачет
1.Бег на 60 метров (старшая возрастная группа – 13-15 лет), на 30 метров (младшая возрастная группа – 10-12 лет).
2.Прыжки в высоту.
3.Прыжки в длину.
4.Метание теннисного мяча.
Веселые старты
(программу огласить за 2-3 дня до соревнования)
Команды участников состоят из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек). За победу в игре начисляют 3 очка, за поражение – 1 очко. При ничейном исходе обе команды получают по 2 очка.
Ныряющий мяч
Команды выстраиваются колоннами и начинают одновременно передавать волейбольный мяч назад. Первый номер делает это прогнувшись (за головой), а следующий передает мяч стоящему сзади уже под ногами (наклонившись вперед). Таким образом, мяч, ныряя вверх и вниз, приходит наконец в руки к последнему игроку колонны. Он бежит с ним вперед и, встав впереди колонны, снова передает мяч назад.
Заканчивает гонку мяча тот, кто ее начинал. Этот игрок возвращается в начало колонны и поднимает мяч вверх.
Лови, бросай
Перед каждой колонной (командой) на расстоянии 3-х метров от первого игрока встает капитан с мячом в руках. По сигналу он передает мяч первому игроку колонны. Тот делает обратный бросок и приседает. После этого капитан обменивается бросками по очереди со всеми последующими игроками, которые, вернув ему мяч, также приседают. Когда последний игрок колонны сделает передачу мяча капитану, тот поднимает его вверх, а все игроки его команды встают. Передача мяча начинается одновременно в двух параллельных колоннах, поэтому нетрудно определить победителя.
Тяни, толкай
В первом варианте игроки, взявшись у средней линии за руки (гимнастическую палку), тянут друг друга назад в свой «город», расположенный в двух метрах за спиной. Чья команда перетянет больше игроков противника, та и получает больше очков. При повторении игры участники, повернувшись спиной друг к другу и сцепив сзади руки в локтях, стараются вытолкнуть друг друга спиной за черту «дома» противника. Поединки длятся по одной минуте. Итог подводится по сумме двух попыток.
Челнок
Команды становятся одна против другой. На площадке между командами отмечается начальная черта.
Первый игрок из одной команды с отмеченного места прыгает как можно дальше в сторону команды противника. Прыжок его отмечается черточкой.
Первый игрок другой команды становится на это отмеченное место и прыгает в обратную сторону, стараясь перепрыгнуть начальную черту, т.е. сделать прыжок длиннее, чем прыжок противника. Длина его прыжка снова отмечается, и теперь второй игрок первой команды с этой отметки прыгает в сторону второй. И так далее.
Происходит соревнование, в котором игроки одной команды прыгают в сторону второй, а игроки второй обратно, в сторону первой.
Той команде, которой, в конечном счете, удалось продвинуть челнок вперед, т.е. прыжки которой были длиннее, присуждается победа.
Правила:
1.Все прыжки делаются с места (прыжком с места называется такой прыжок, когда игрок становится перед обозначенной начальной чертой так, чтобы не касаться ее даже носками ног, затем приседает и, взмахнув руками, отталкивается, отрываясь одновременно обеими ногами от земли).
2.Длина прыжка считается от начальной черты до того места, на которое прыгнувший встал ногами.
Старты «зверей»
Игрокам обеих команд, которые выстраиваются рядом друг с другом, дают названия зверей.
Например, первые номера девочки – «лани», вторые – «пантеры», третьи – «лисы», четвертые – «белки», пятые – «зебры».
Пятерка мальчиков также запоминает свои названия. Это «волки», «тигры», «медведи», «львы», «слоны».
Руководитель громко в любом порядке вызывает «зверят», которые, соревнуясь друг с другом, обегают флажок и как можно быстрее возвращаются обратно.
Тот, кто прибежит первым, приносит своей команде одно очко. Через 3 минуты руководитель игры подводит общий итог.
Игра-зарядка
1.Передача гимнастической палки двумя руками назад над головой от начала в конец колонны и обратно.
2.Передача мяча вдоль колонны с поворотами туловища вправо и влево. В один конец – с правой стороны, в обратный – с левой.
3.Передача двух городков или теннисных мячей по колонне, прогибаясь назад, а затем наклоняясь вперед.
4.Поочередные прыжки через гимнастическую палку (скакалку) стоящих в колонне, когда двое игроков проносят ее под ногами из конца в конец и обратно.
Шуточное пятиборье
Команда из 3-х человек должна набрать очки в пяти играх-аттракционах.
«Скачки». Поставить 5 булав на расстоянии 1 метра одну от другой. Задача игрока – прибежать верхом на метле («лошади») дистанцию туда и обратно, огибая булавы. За каждую сбитую булаву вычитается одно очко из 10, которые даются каждому участнику перед «скачкой».
«Поединок на шпагах». Две параллельные линии проводят на расстоянии 1м 30см одну от другой, а между ними рисуют 2 круга диаметром 50см и в середину каждого кладут по шайбе (городку). У соревнующихся в руках метровой длины шпага (палка). Задача каждого, не заступая за черту, выбить шайбу из дальнего кружка, который защищает соперник, и защитить свою, находящуюся в ближнем кружке. За победу дается 10 очков.
«Стрельба по мишеням». В двух метрах от стартовой черты устанавливаются 6 колышков (в 50 см один от другого). Соревнующиеся по очереди набрасывают на них резиновые (или из другого материала) кольца. Чем дальше от метателя находится кольцо, тем большим числом очков оценивается меткий бросок. Подсчет ведется по олимпийской системе: 7,5,4,3,2 и 1 очко. Можно также проводить метание мячей в цель-мишень на расстоянии 10 метров.
«Пловцы». Игроки берут в руки небольшие гантели. Имитируя движения пловца в брассе или «дельфине» они продвигаются бегом до отметки 10 метров и возвращаются обратно. Больше очков получает тот, кто быстрее закончит дистанцию и сделает большее число гребков.
«Кросс». Участники забега встают по кругу на равном расстоянии один от другого и поворачиваются вправо. По общему сигналу они начинают бег. Каждый старается осалить впереди бегущего и не дать осалить себя тому, кто бежит сзади. Тот, кого коснулись рукой, выходит из игры. 10 очков получает тот, кто остался не осаленным, а каждый, кто осален перед ним, получает соответственно на одно очко меньше.
Летним вечером В Древней Греции
Сначала были легенды
Ведущая вечера – Мнемозина (память).
История освоения человеком окружающей среды, познание им своего места в ней, отразились в преданиях, легендах, представлениях древних греков. Они пришли к нам в виде поэтичных мифов.
Для пересказа или театрализации предлагаются мифы о похищении Европы, о победе Тесея над Минотавром и об удивительном певце-поэте Орфее.
Миф о похищении Европы Зевсом
…У Агенора, царя финикийского города Сидона, росла дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Европой звали красавицу дочь.
Однажды утром, облачившись в пурпурные одежды, пошла Европа с подругами к морю. Вдруг на берегу, где они резвились, появился бык. Шерсть у него сверкала, словно золото, на лбу горело серебряное пятно, напоминавшее сияние луны, а рога были изогнуты подобно молодому месяцу. Он едва касался травы, этот чудесный бык, казавшийся смирным, как ягненок.
Ласкаясь, он лег у ног прекрасной Европы. Но как только она, смеясь, села на его широкую спину, бык вскочил и бросился вместе со своей ношей в волны. Сам Посейдон, бог моря, плыл впереди него, укрощая трезубцем стихию.
Спокойно безмятежное море, безоблачна синь небес. На спине Зевса, принявшего бычий облик, плывет к берегам Крита красавица Европа. Там она станет женой Зевса, и у нее появится на свет трое сыновей. Старшего из них назовут Миносом.
Миф о Тесее – победителе Минотавра
…Прекрасен был юноша Тесей, сын Эгея, властителя Афин, и превосходил силой своих сверстников. До 16 лет воспитывался он у своего деда, царя Арголиды, а потом пришел в Афины, к отцу.
Явился он в тяжелый для города день. Не только Афины – вся Аттика находилась в глубоком трауре. Уже в третий раз от могущественного критского царя Миноса прибывали послы за тяжелой и позорной данью. Семь юношей и семь девушек должны были каждые 9 лет посылаться на Крит. Там их запирали в Лабиринте, где жило чудовище с телом человека и головой быка – Минотавр. Никому не удавалось уйти оттуда живым.
Помочь своему отцу, помочь Афинам решил Тесей. Он понимал: лишь смерть Минотавра может освободить Афины от ужасной дани. И хотя отец молил не рисковать собой, Тесей отправился на корабль, стоявший в гавани под черными парусами, тот, который должен был плыть на Крит.
«Если все будет удачно, мы сменим паруса и вернемся под белыми», — сказал он на прощание отцу.
Тесею удалось победить Минотавра, и он не погиб в Лабиринте: Ариадна, дочь Миноса, вручила ему в знак любви клубок ниток, чтобы он не запутался в ходах и переходах.
Но не суждено было Ариадне счастье с Тесеем. Она стала женой бога Диониса – так решили боги еще при ее рождении.
А Тесей, опечаленный утратой, забыл заменить паруса на корабле. Увидев, что они черные, с горя бросился со скалы Эгей.
Миф об Орфее
…По синим волнам южных морей, мимо неведомых островов, через узкие, коварные проливы, навстречу опасностям и приключениям плыл девяти весельный корабль «Арго». Под предводительством отважного Ясона на «Арго» собрались смелые мореплаватели – аргонавты. Они направлялись из родной Греции (аргонавты звали ее Элладой, а себя – эллинами) в далекую Колхиду за золотым руном – драгоценной шерстью золотого барана.
Среди суровых воинов, бряцавших оружием, выделялся один аргонавт, вооруженный …золотой кифарой – музыкальным инструментом, похожим на лиру.
Едва зазвучали струны кифары, и раздалось пение Орфея, как зачарованные застыли аргонавты. А на поверхности моря показались целые стада рыб и дельфинов и послушно поплыли вслед за «Арго». Волшебству пения Орфея были подвластны даже деревья и скалы; заслушавшись его, останавливали свое течение реки.
Доблестный Ясон не без умысла взял с собой Орфея – кораблю «Арго» предстояло пройти мимо острова Сирен. Сирены – чудесные птицы с женскими головами – пели сладостными человеческими голосами, манили усталых пловцов отдохнуть на цветущих лугах острова. Зачарованные мореплаватели забывали об опасностях и погибали, разбиваясь о подводные скалы. Но Орфей вступил в состязание с сиренами. Его пение оказалось могущественнее их коварных песен, и «Арго» благополучно миновал страшный остров.
Путешествие по старому городу
Ведущая вечера – Мнемозина предлагает путешествие по афинскому Акрополю, по предместью Афин. Ребята побывают в театре Диониса и на «симпосиуме». Это путешествие можно также провести в виде театрализованного представления.
Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной – Акрополь. Размеры верхней площади Акрополя невелики – 300 метров в длину и 130 метров в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона – храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехфейон – храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами – Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини Ники (греч. Победа).
Вокруг священного холма в древности располагались театр Диониса, рыночная площадь – агора, храмы, святилища. Место для музыкальных состязаний – Одеон был сооружен во II веке нашей эры близ южных стен Акрополя. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасного признают недосягаемыми образцами искусства.
Дорого сердцу каждого афинянина было имя Афины – охранительницы города, могучей воительницы, богини мудрости и знания, богини, которая, как рассказывали, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом появилась на свет прямо из головы Зевса-громовержца.
В Акрополе все напоминало об Афине. Это для нее был сооружен великолепный Парфенон, расположенный на самом высоком месте Акропольской скалы. Внутри храма находилось одно из лучших творений Фидия – громадная, 12-метровая статуя из золота и слоновой кости. Афина стояла во весь рост, в длинном, до пят, одеянии и хитоне, подчеркивавшем естественность позы, в высоком золотом шлеме, украшенном изображением сфинкса и грифонов, на груди была эгида, своего рода щит из козьей кожи и прикрепленной к нему головой медузы; левой рукой Афина держала копье, а на ладони правой руки была двухметровая статуя Ники. Спокойной, торжественной, величавой изобразил Фидий охранительницу города, горделивое олицетворение верховной власти Афин.
Керамика – предместье Афин
Если бы мы могли заглянуть в древнегреческий город, то увидели бы здесь дома, сложенные из камней или кирпичей и обмазанные сверху глиной. На крышах аккуратно уложены тонкие пластинки из обожженной глины – черепица. Речная или родниковая вода поступает в дома по трубам, тоже сделанным из обожженной глины. Настоящий глиняный водопровод!
А сколько же здесь всевозможных сосудов и ваз! Вот огромные пифосы – высотой с человека, а то и выше. В них хранили вино, масло, зерно. Ваза поменьше с ручками и узким горлом называется амфорой. В ней перевозили на кораблях мед или оливковое масло. Вот расписной кратер – в нем смешивали вино с водой для питья. А это килики – плоские чаши с изогнутыми ножками и ручками. Из них пили вино и разные напитки. Маленький, совершенно круглый сосуд с коротким и узким горлом и венчиком называется арибалл. В нем хранили оливковое масло с примесями душистых трав. Душистым маслом, как кремом, натирались борцы перед тем, как выступать в состязаниях.
Но самое красивое – это, конечно же, декоративные расписные вазы. Их в качестве подарка или приза вручали победителям в Олимпийских играх.
Театр Диониса
Драматическое искусство в Древней Греции возникло из религиозных обрядов. Ежегодно люди пели и плясали в честь бога вина и плодородия Диониса. В Афинах на этих ежегодных празднествах устраивались соревнования на лучшую песню.
Песни исполнялись группой певцов, которая называлась хором. Хор дал представление на круглой площадке у подножия холма. Сиденья для зрителей были расположены уступами на склоне холма.
В 534 г. до н.э. победу одержал жрец Диониса Феспид, который придумал замечательную новинку. Он ввел исполнителя, который обменивался репликами с руководителем хора, и это был первый актер и первый диалог в истории театра. Во время празднеств в честь Диониса толпы народа стекались послушать хор, выступавший на круглой площадке, которая называлась орхестрой.
Греки создали три типа пьес: трагедии, которые говорили о возвышенном, например, о чести и доблести; сатирические пьесы, язвительные и насмешливые; и комедии, полные клоунских трюков и забавных недоразумений.
«Симпосиум»
Во время пиршества греки возлежали на специальных ложах, которые назывались «клин». Отсюда название помещения для пиров: «триклиниум». Один из гостей за трапезой возлежит в удобной позе на подушках. В руке он держит чашу с вином, перед ним снедь. Обычно греки приглашали 2-3 друзей. Часто звали танцовщиц, актеров, музыкантов: во время пира греки не только пили, ели, но и обсуждали философские проблемы или вопросы общественной жизни. Они также во время пира играли в разные игры. Одна из игр называлась «коттаб». Во время этой игры пирующие не допивали до конца свое вино, остатки вина один из пирующих выплескивал на белую стену (одна из стен в триклинии специально для этого чисто белилась). Выплеснутое вино растекалось в виде различных пятен или узоров, и следующий из играющих должен был в образовавшемся пятне увидеть сцену или образ и представить свое толкование в художественной форме (он мог сочинить стихотворение, мелодию). По-гречески пир называется «симпосиум».
Олимпийские игры6 история возникновения
Вечер, посвященный Олимпийским играм, целесообразнее всего провести с каждым отрядом в отдельности, при этом рассказчиками могут выступать сами ребята. Для этого они должны ознакомиться с материалами, которые мы предлагаем ниже.
В Древней Греции Игры устраивались, начиная с 776г. до н.э. раз в 4 года и продолжались 5 дней.
Важнейшими видами состязаний были: гонки колесниц, бег с оружием и без него, борьба, кулачный бой, панкратий (борьба с использованием любых силовых приемов), метание диска и копья, прыжки. Победители на Олимпийских играх (олимпионики) получали в награду венок из ветвей дикой оливы, росшей близ места состязаний. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы Олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
Торжественное открытие античных Олимпийских игр происходило так. Бегун, победивший в состязаниях на первой, самой короткой дистанции, получал факел из рук жреца храма Зевса и разжигал им огонь в священном алтаре. Далее следовало жертвоприношение быка Зевсу Олимпийскому.
Центром олимпийского мира древности была роща вдоль реки Алфей при впадении в нее ручья Кладей. Ветры Ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество.
Паломники из греческих полисов (городов) на кораблях, конных повозках, пешком устремлялись в священную Олимпию. Счастливцем считался тот, кому хотя бы раз удалось участвовать или присутствовать на Олимпийских играх. Игры были праздником спорта и искусства.
На соревнования, проводимые в честь бога Зевса-громовержца, собирались атлеты, поэты декламировали стихи, философы читали трактаты, ораторы произносили речи, демонстрировали свои творения скульпторы и живописцы.
Одна из легенд гласит, что именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом, богом Кроносом. Оправдалось предсказание о том, что Кронос будет низвергнут сыном. Боясь исполнения страшного предсказания, Кронос пожирал своих детей, рожденных его женой, богиней Реей. Несчастная мать, чтобы сохранить хотя бы одного ребенка, укрылась на острове Крит, где тайно родила сына Зевса. Младенец был укрыт в пещере на горе Дикте, где его вскормила коза Амалфея. Юноши-воины охраняли малыша Зевса, а когда он начинал плакать, они громко звенели оружием и ударяли копьями в щиты, чтобы его крики не донеслись до жестокого Кроноса. Возмужав, Зевс победил Кроноса и заставил его изрыгнуть пятерых проглоченных братьев и сестер. Зевс поделил с освобожденными им братьями Посейдоном и Аидом господство над миром. Зевс получил верховную власть над богами и людьми, Посейдон стал владыкой морей, а Аид – царем подземного мира. В честь великой победы Зевса над Кроносом и проводились Олимпийские празднества: шествия, жертвоприношения и спортивные состязания.
Главная святыня Олимпии – храм со статуей Зевса. Эту статую считали одним из семи чудес света. На великолепном, богато украшенном троне сидел «царь богов и людей». В его правой руке – статуя богини Ники, в левой – жезл, увенчанный изображением орла – священной птицы Зевса. Голову бога украшал венец из оливковых ветвей. Одеяние Зевса, хитон и победный венок Ники в Зевсовой руке были выполнены из золота, туловище и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости. (Статуя Зевса Олимпийского была перевезена в V веке нашей эры в Константинополь, где погибла во время пожара.)
Справа от храма Зевса Олимпийского располагалось городское управление с парадным залом для заседаний высшего совета. Там же стояла статуя Зевса Хоркиоса, бога клятвы, державшего в каждой руке по молнии. Перед этой статуей и принимали олимпийскую присягу участники и судьи Игр.
Справа от храма Зевса располагалась колоннада длиной около ста метров, названная «Портиком эхо» за то, что в ней 7 раз повторялось провозглашенное имя олимпийского чемпиона.
Справа от «Портика эхо» — овал белокаменного стадиона Олимпии, самого большого стадиона в античной Греции. Зрители на стадионе стояли. Сидеть имели право только почетные гости и судьи.
Храм богини Геры – место зажжения олимпийского огня – отправная точка факельных эстафет. Каждый високосный год у алтаря возле храма Геры от лучей солнца вспыхивает пламя, которое множество людей передают из рук в руки. (Летом 1980 года отсюда, от старейшего храма Олимпии, отправилась огненная эстафета в Москву. В 2000 г. олимпийский огонь будет доставлен в столицу Австралии Сидней.)
Фестиваль огня в Олимпии освящен традицией. Сценарий его неизменен, как неизменны древние греческие трагедии, исполняемые в течение тысячелетий. Полуденное солнце дает жизнь олимпийскому огню. Прикосновение к нему первого из 5 тысяч факелов дает старт церемониальному бегу 5 тысяч человек. Первая остановка – на древнейшем стадионе планеты, где некогда горел пламень эллинских игр, затем в мемориальном парке Кубертена, где под беломраморной стеной покоится сердце французского гуманиста, инициатора возрождения Олимпийских игр современности. Главная церемония на маршруте по Греции – в Афинах. Со смотровой площадки, вознесенной на высоту двухсот метров, город виден, как на ладони.
Многое напоминает об олимпийском прошлом в современных Афинах. Прежде всего беломраморный стадион Панафиней. Разрушенный временем, он возведен заново на прежнем фундаменте.
Почти 200 км пути среди долин и холмов – и эстафета достигает Дельф, затем минует Парнас, у подножия которого проходили вторые по значимости Игры после Олимпийских – Пифейские, в честь Аполлона. Далее по пути следования очертания горного массива с самой высокой в Греции вершиной. Это Олимп. Гора дала свое имя Зевсу: Зевс Олимпийский. 1170 км проходит олимпийский огонь по территории Греции. Затем факел пересекает ее границу и направляется в страну очередных Олимпийских игр.
Для участников Олимпийские игры начинались с принятия присяги, вошедшей в историю под названием «6 олимпийских слов». Один из них поднимался по алтарю и, положив на него правую руку, в присутствии соперников присягал в том, что он, свободный гражданин, проявит в состязаниях стойкость и мужество, что не совершит в своей жизни ни одного преступления, что будет соревноваться честно, в соответствии с правилами игр.
Наградой для олимпийского чемпиона служила оливковая ветвь. К священному дереву, росшему у стен храма Зевса, трое судей подводили мальчика, и он золотым ножом срезал ветви для награждения олимпионика. В первый день состязаний колонна элланодиков – судей и организаторов соревнований – в ярких пурпурных одеждах торжественно вносила на стадион оливковые ветви.
Геракл, по преданию, дал название месту проведения Игр – Олимпия. Мифы говорят о том, что Геракл ступнями отмерил первую беговую дистанцию, а поскольку он был наделен незаурядной комплекцией, дорожка в Олимпии оказалась длиннее, чем на других стадионах: 600 ступней (одна стадия) – 192 метра 27 сантиметров.
Участники игр соревновались в беге на длинную дистанцию «долихос» протяженностью 4800 м, в беге с оружием («гоплитен») в тяжелых воинских доспехах (в шлеме, поножах, со щитом и копьем в руках) надо было пробежать две стадии.
Особенно популярным видом состязаний было пятиборье. Оно называлось «пентатлоном», в него входили бег на стадионе, прыжок в длину, метание диска и копья и борьба. Цицерон в трактате «Об ораторе» сетовал, что молодые люди в гимнасиях больше любили слушать жужжание дисков, чем доклады философов.
Олицетворением мужской силы и ловкости стал «Дискобол», созданный великим эллинским скульптором Мироном (V век до нашей эры).
Соревнования по борьбе на античных Олимпийских играх проводились на арене с мягкой песчаной почвой, окруженной портиками и колоннадой. На территории «палестры» («палестра» дословно переводится как «место борьбы») были помещения для тренировок, раздевалок, бани. Перед выходом на арену палестры борцы натирали кожу мельчайшим песком, смешанным с растительным маслом. После состязаний слой из масла и песка соскребался специальным скребком. Побежденным объявлялся тот, кто трижды оказывался брошенным на землю.
Милон из Кротона – ученик Пифагора – самый могучий борец античного времени. В течение 24 лет подряд он выходил победителем во всех олимпийских состязаниях по борьбе. Но жизнь его окончилась трагично: пытаясь расщепить дерево, он защемил руку и не смог освободиться, сле чего стал добычей голодных волков.
Кулачный бой тоже был включен в программу Олимпиад. О легендарном герое Диагоре античные поэты слагали оды, он дважды стал олимпийским победителем. Три сына и два внука прославленного кулачного бойца 8 раз становились олимпийскими победителями. В истории Игр осталась такая сцена.
Ликующая толпа приветствует двух атлетов, несущих на руках своего престарелого отца – Диагора. Только что закончились соревнования олимпийцев, принесшие обоим молодым атлетам венки победителей. С отцом на руках они прошли круг почета. Но сердце его уже не смогло выдержать радости такого триумфа, и он скончался на стадионе.
Кульминационный момент античных Игр – состязание на запряженных четверкой лошадей колесницах – квадригах. Соревнования на колесницах считались спортом благородных. Владелец лошадей и колесницы увенчивался венком победителя Олимпийских игр, а возничий, одержавший победу на дистанции, получал тонкую повязку из овечьей шерсти на лоб в знак признания его искусства езды. Возничий должен был заставить четверку лошадей промчаться с максимальной скоростью на прямом участке ипподрома, 12 раз совершить крутой поворот, не перевернув неустойчивую, бешено несущуюся колесницу, и первым достичь финишного столба. В каждом заезде выступало по 4 квадриги. В период расцвета Игр в состязаниях участвовало до 50-60 колесниц. Значит, четверка-чемпион должна была победить в нескольких заездах.
«Панкратион» — самый жестокий вид спорта, смесь приемов кулачного боя и борьбы. Вершиной спортивных достижений считалась одержанная в один день двойная победа – в борьбе и в «панкратионе». Такому чемпиону присваивалось звание «преемник Геракла».
На древней монете сохранилось изображение олимпийского победителя в «панкратионе» — Пифагора, а рам он известен как философ и математик.
Чествование победителя в родном городе превращалось во всеобщий праздник. На улицах города победителя осыпали цветами, сопровождали аплодисментами. В честь победителя звучали хвалебные речи и гимны. Благодарные соотечественники выпускали монеты с портретами Олимпийского победителя, ставили ему памятник в городе и в Олимпии, освобождали от уплаты налогов, брали на пансион, дарили ценные подарки и деньги.
Отменены Олимпийские игры в 394 г. н.э. Древнегреческий город Олимпия сожжен в 426 г. н.э. по приказу римского императора Феодосия II.
Возобновлены Игры с 1896 г.
Хоровод дружбы
Его составляют песни, танцы, игры народов разных стран, подобранные организаторами вечера по своему усмотрению.
Олимпийский калейдоскоп
Калейдоскоп включает конкурс олимпийской символики, выполненный каждым отрядом:
Олимпийский флаг – белое полотнище без окаймления, в центре которого расположены в следующем порядке слева направо пять переплетенных колец: синее, желтое, черное, зеленое, красное. Олимпийский флаг и кольца символизируют единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх в духе честных и дружественных соревнований.
Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее!» выражает устремление олимпийского движения.
Олимпийская эмблема конкретных игр представляет собой сочетание олимпийских колец с другим отличительным знаком города, в котором проводятся Игры.
Автор официальной эмблемы Московской олимпиады – Владимир Арсентьев.
Автор талисмана – косолапого медвежонка Миши – Виктор Чижиков.
Олимпийские традиции и ритуалы – зажжение олимпийского огня, факельные эстафеты, произнесение олимпийской клятвы, награждение чемпионов.
«Ералаш»
В 2000 году исполняется 25 лет со дня выхода на экран первого номера детского киножурнала «Ералаш». Один из вечеров смены можно сделать в виде киновечера на темы лагерной жизни по типу «Ералаша». Если есть возможность, советуем сначала посмотреть вместе с ребятами видеокассету «Ералаш» а затем по аналогии самим разыграть сюжеты, например: «12 подвигов Геракла», «Первый раз на турнике» и т.п.
Олимпийский бал
I.Торжественная часть: награждение победителей и всех участников «Олимпийских игр».
II.Концертная и танцевальная программы.

От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни.
(программа тематической смены для подростков)
Л.Ю. Караульщикова,
г.Верхняя Пышма
Данная программа является призером конкурса программ организации летнего отдыха детей и подростков, проводившегося в Свердловской области в 1999г.
Она реализует идею развивающего отдыха подростков в лагере труда, спорта и творчества. Программа апробирована в ряде загородных лагерей, где основной контингент составляли «трудные» подростки – дети из неблагополучных семей, воспитанники детских домов, дети, состоящие на учете в детской комнате милиции. Построенная на знании психофизиологических особенностей детей этого возраста, программа содержит арсенал ярких, трудных, в чем-то даже рискованных акций, игр, коллективных дел, учитывающих тягу ребят 12-15 лет к взрослости, риску, романтике, всему новому и необычному.
Цель программы:
Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Пропаганда здорового образа жизни, формирование интереса к его различным сторонам.
Выработка потребности заботиться о своем здоровье.
Обучение подростков навыкам организации содержательного досуга.
План смены
1-й день Заезд. Размещение. Знакомство с территорией. Обще лагерный вечер знакомств.
2-й день Игра-диагностика: «Спорт-ассорти». Бюро вопросов и ответов. Рекламное бюро. Бюро находок и предложений. Экспресс-газета.
3-й день Презентация фирмы «За здоровый образ жизни». Необычная дискотека.
4-й день Спортивно-творческая эстафета «Цунами».
5-й день Конкурс актерского мастерства «На здоровье!»
6-й день Коллективно-творческое дело (КТД) «Спорт по- чукотски».
7-й день Ролевая игра «Суд над наркоманией».
8-й день КТД «Живая газета «Будьте здоровы!».
9-й день День рекордов и достижений (ДРИД).
10-й день КТД «Спортлото» (защита необычных видов спорта).
11-й день Пресс-конференция «Нездоровый образ жизни: ЗА и ПРОТИВ».
12-й день КТД «Праздник 9-й буквы алфавита» (3).
13-й день Лагерное многоборье.
14-й день КТД «Путешествие в старину» (Русские игры и забавы).
15-й день Спорт-пародия «Кошмарные ралли».
16-й день Игра на местности «Остров Робинзонов».
17-й день Танцевальный марафон.
18-й день КТД «В гостях у дяди Остера».
19-й день Творческие и спортивные испытания в разных номинациях на соискание премий, званий, наград.
20-й день Прощание со сменой. «Физкультура – шоу».
21-й день Отъезд.
Содержательные основы деятельности
Содержание смены направлено на то, чтобы предоставить детям возможность обогатить свой мир новым опытом отношений, новыми зниниями, умениями, навыками в области физкультуры, спорта, здорового образа жизни. Поэтому детям предлагаются виды деятельности («творческие часы»), охватывающие в целом понятие «здоровый образ жизни»:
— «Нескучные уроки о здоровом образе жизни».
— Производительный труд.
— МАС (Малая академия спорта).
— Робинзонада.
— «Спорт-минимум ХХI века».
— «Танцкласс».
— «Музкласс».
«Творческие часы» вводятся вместо привычных кружков по интересам. «Часы» помогают охватить почти всех детей, они больше отвечают обстановке лагеря и потребностям подростков. «Вертушка» часов каждый день вывешивается на всеобщее обозрение. Каждый день отряд посещает 2-3 «часа», всего за смену получается 6-7 занятий. Если подросток выбирает себе только один «час», ему предоставляется возможность заниматься только этим видом деятельности. Все «часы» проходят на свежем воздухе и меньше всего напоминают школьные уроки.
Руководители – «часовики» готовятся к ведению «творческих часов» заранее – в мае, они приглашаются из числа лучших специалистов, работающих с подростками.
В основе деятельности лагеря, помимо получения новых знаний на «творческих часах», — коллективно-творческие дела (КТД). Это не просто спортивные и оздоровительные мероприятия, а яркие, необычные дела, в игровой форме пропагандирующие творческую активность, новое отношение к себе и окружающим людям, заряжающие энергией и здоровьем.
При организации системы КТД активно используются необычные идеи, нетрадиционные подходы, дающие толчок к фантазированию, пробуждающие творческую активность. Таковы эстафета «Цунами», спорт-пародия «Кошмарные ралли», тематические дни «Остер- шоу», «спорт по чукотски» и др. Необычность работает на результат!
И в занятиях, и в КТД соблюдается принцип добровольности и свободного выбора.
Загородный лагерь использует богатые возможности для закаливания детей. В режиме дня – ежедневные водные процедуры, физические нагрузки с последующим расслаблением, фитотерапия, прогулки по росе, обливания. Приветствуется творческое отношение к режиму: ночные и утренние рыбалки, костры, встречи рассветов.
Главный результат пребывания в лагере – определенный стиль жизни, добрая атмосфера, желание по-новому относиться к своему образу жизни.
Организационные основы
1.Организация жизнедеятельности:
До обеда. Закаливающие процедуры. Чередование творческих часов (ЧТЧ). Полезный труд на пользу лагеря и отряда.
После обеда. Личное время-чтение, тихие беседы, сон, индивидуальная работа в отряде.
После полдника. Коллективно-творческие дела, прогулки, соревнования, конкурсы.
После ужина. Фильмы, дискотека.
2.Организация самоуправления.
В управлении лагерем участвует Совет, в который входят представители отрядов, вожатых, руководителей студий. Совет собирается раз в 2-3 дня для анализа прошедших дней, решения мелких и крупных проблем. После заседания Совета собирается большой Круг (общий сбор лагеря, посиделки). В кругу видно каждого, каждый может высказаться по любому вопросу. Здесь решают проблемы, подводят итоги, просто общаются, играют, поют. Кроме того, важную роль в системе самоуправления играют советы, инициативные творческие группы, которые создаются для планирования, организации и проведения определенного дела. У группы есть только идея-название, все остальное – плод коллективного творчества. В таких группах рядом и вместе работают дети, вожатые, руководители студий, администрация.
Одна из главных проблем лагеря – интересные, увлеченные педагоги и вожатые. Без них творческие идеи останутся на бумаге. Поэтому реализация программы предполагает специальную подготовку кадров, которую необходимо осуществить заранее.
Программа занятий с педагогическим составом
1.Особенности педагогической работы в условиях загородного лагеря.
Основы безопасности жизнедеятельности детей. Возрастные особенности подростков. Психологические особенности отдельных категорий подростков: «трудные», дети-сироты, дети, лишенные родительского попечительства.
2.Формы и методы работы с детьми подросткового возраста. Основы методики коллективно-творческих дел.
3.Особенности тематической смены в лагере. Тематическая смена «От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни». Цели и задачи работы.
Лекция валеолога «Здоровый образ жизни». Презентация мини-курса для подростков «Нескучные уроки о здоровом образе жизни».
4.Спортивные формы работы в лагере. Спортивно-творческие эстафеты.
5.Беседа как метод индивидуальной работы с подростками. Беседы о вредных привычках: отбор и подача материала.
6.Развитие творческих способностей подростков. Особенности творческих дел смены. Алгоритм создания творческой программы.
7.Диагностика результатов деятельности. Малые формы работы в условиях загородного лагеря. Планирование педагогической деятельности.
Приложение 1
Нескучные уроки о здоровом образе жизни
Программа мини-курса для подростков
1.»Береги платье снова, а здоровье смолоду».
Здоровье – та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Ученые доказали, что от медицины здоровье зависит лишь на 10-15%, больше чем на половину – от нашего образа жизни. Реальный образ жизни многих людей далек от элементарных норм и требований здравого смысла.
Норма Запада: культ спорта и здоровья. У нас – новый термин медицины – «омоложение заболевания».
2.Здоровый образ жизни. Составляющие понятия «здоровый образ жизни»: регулярные тренировки, движение; рациональное питание; знание себя и своего организма; доброе отношение к себе и миру; отказ от вредных привычек; творческая активность; закаливание.
3. «Движение и радость движения».
«Движение – кладовая жизни» (Плутарх). Последствия гиподинамии – функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности, наступление преждевременной старости.
«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель).
«Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движений» (Тиссо, знаменитый французский врач 18 века).
4. «Вы – это то, что вы едите» (П.Брегг).
Секреты правильного питания.
«Лучше не доесть, чем переесть» (русская пословица).
«Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел».
5.За вредные привычки приходится платить здоровьем.
Пьянство отнимает около 15 лет жизни, курение уносит не меньше 6-8 лет.
Наркомания – сладкий обман и неизлечимая болезнь, ведущая к смерти.
6.Психическая энергия и здоровье человека.
Психическая энергия имеет прямое отношение к здоровью человека и связывает в единое целое здоровье тела и духа. Особенности психической энергии. Факторы, разрушающие энергию и ведущие к потере здоровья, Факторы накопления здоровья.
Приложение 2

Спорт-минимум XXI века
Примерное содержание спорт часов и объем физической подготовки
Занятия на развитие общей выносливости: бег, переменный бег, кроссы, длительные прогулки. Спортивные игры: футбол, волейбол, пионербол.
Упражнения на развитие скоростно-силовой выносливости: эстафеты, бег на время, тесты на площадке.
Упражнения на развитие гибкости позвоночника, эластичности мышц.
Упражнение на укрепление мышц плечевого пояса, брюшного пресса.
Упражнения на развитие координации.
Упражнения на спортплощадке со спортивными сооружениями (бревно, перекладина, брусья, лестницы).
Контрольное задание: девушки – 3 км, юноши – 5 км.
Малая академия спорта
Цели:
1.Расширить представление подростков о разновидностях физической культуры.
2.Удовлетворение потребностей разных категорий подростков в спортивной деятельности.
3.Формирование потребности в активном образе жизни.
В академии преподают следующие дисциплины:
— БАДМИНТОН;
— ДАРТС;
— ТЕННИС;
— ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ;
— СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ;
— ТВОРЧЕСКИЙ СПОРТ.
Каждый отряд занимается в академии 1 раз в два дня. По принципу чередования педагог включает все виды деятельности в одно занятие. Продолжительность одного занятия от 1 до 1,5 часов.
Приложение 3
Суд над наркоманией
Сценарий ролевой игры для подростков
Данный сценарий дает подросткам информацию о вреде алкоголизма и наркомании. Цель игры – профилактика употребления алкоголя и наркотиков подростками; формирование стремления получить знания по данной проблеме, умения контролировать свои действия и прогнозировать их результат.
Действующие лица: Секретарь суда (ведущий).
Суд (судья, присяжные заседатели).
Обвинитель.
Адвокат.
Подсудимые: Алкоголь Никотинович
И Наркомания Токсикомановна.
Свидетели: историк, медик.
Ход судебного заседания
На сцене – обстановка суда. На скамье подсудимых – обвиняемые (желательно чучела с соответствующим внешним видом).
Секретарь: Начинаем слушание дела Наркомании Токсикомановны и Алкоголя Никотиновича. Прошу всех встать: суд идет. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Господа судьи! Господа присяжные заседатели! Я прошу призвать ваше внимание и выслушать мои обвинения и показания свидетелей. Перед вами страшные преступники. На их счету десятки и сотни погубленных жизней, искалеченные судьбы, слезы, страдания, беды…
Они внешне приятны, притягательны, умеют вовлечь в свои сети незаметно. Они выискивают не знающих, чем заняться, запутавшихся в проблемах, и начинают уговаривать, утешать, обещают красивую и без проблемную жизнь.
Люди верят им, а когда за красивой жизнью начинаются кошмары, остановиться, как правило, уже невозможно. Прошу вызвать свидетелей для дачи показаний, а потом вынести суровый приговор преступникам.
Секретарь: Для дачи показаний вызывается историк.
Историк: Я хочу напомнить вам вековую народную мудрость. Эти суждения не устарели, и хорошо бы чаще их вспоминать.
— С пьяным водиться, что в крапиву садиться.
— Поздоровавшись с водкой, прощайся с умом.
— Река начинается с ручейка, а пьянство – с рюмочки.
— От вина сначала гибнет ум, а потом – человек.
Секретарь: Слово предоставляется медицине – науке, занимающейся проблемами алкоголизма и наркомании-наркологии.
Медик: Нет ни одного органа в человеческом теле, который не подвергался бы разрушительному воздействию алкоголя. Принятый человеком алкоголь оказывает воздействие на мозг в течение 18-20 суток, хотя, субъективно, опьянение воспринимается несколько часов.
Потребление спиртного в юности приводит к разрушению левого полушария мозга. Для убедительности сказанного проведем опыт.
Возьмем 3 пробирки. В первой – вода, во второй – водка, в третьей – азотная кислота. В пробирки опустим по кусочку хлеба. В воде хлеб будет плавать и сделается мягким. В алкоголе, как и в азотной кислоте, хлеб затвердеет, опустится на дно. То же самое произойдет с сырым белком (опыт с яйцом): в алкоголе и азотной кислоте он как бы застынет.
Вывод очевиден: алкоголь, как и азотная кислота, вреден для всего живого.
Секретарь: Что скажет медик по поводу курения?
Медик: С каждой затяжкой человек вдыхает около 4000 различных соединений: цианистый водород, угарный газ, двуокись азота и др. Вещества, из которых состоит табачный дым, осаждаются в полости рта, носа, в горле и легких, образуя налет от сгоревших смол растений, называемый дегтем. Постепенное накопление этих веществ приводит к заболеваниям легких и даже смертельным исходам.
Секретарь: Приглашаются свидетели по делу Наркомании Токсикомановны.
Медик: Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 15 – 20 раз быстрее, чем от алкоголя. Медицине известны случаи, когда человек полностью «сгорал» за год.
Формула «Я попробую и брошу» — самая распространенная ловушка. Наркоман – это автомат, робот, управляемый наркотиками.
У начинающего наркомана смерть может наступить от выкуривания 2 – 3 сигарет, начиненных гашишем. Зависимость наступает очень быстро.
У наркоманов быстро наступает атрофия мозга, разрушается кровь, возникают пред раковые процессы в тканях организма. Больным кажется, что у них под кожей ползают жучки, черви и др. Чтобы прекратить кошмары, принимается еще одна порция наркотика, и все повторяется сначала…
Наркомания – болезнь мучительная, разрушающая, страшная, на поздних стадиях неизлечимая.
Секретарь: Слово предоставляется защите.
Адвокат: Я оказался в очень трудной ситуации. У меня есть факты, свидетельствующие о том, что и никотин, и алкоголь, и наркотики дают человеку приятное состояние, улучшают настроение, самочувствие, снимают тревоги, помогают отключиться от проблем. Но за эти приятные моменты слишком велика цена – жизнь. А ведь в мире столько вещей, которые приносят большее удовольствие, чем наркотики! Нужно только любить жизнь и себя! Я отказываюсь от защиты этих страшных преступников, ничто не может оправдать их!
Секретарь: Встань, суд идет!
Суд удаляется на совещание, после его возвращения зачитывается приговор.
Судья: Суд, выслушав обвинителя, свидетелей, адвоката, посовещавшись, выносит следующий приговор:
— принять во внимание и «переварить» информацию свидетелей и медиков;
— поближе познакомиться с медицинской литературой;
— на весах взвесить все «за» и «против», подумать о себе и своем будущем;
— научиться говорить «нет» соблазнам, предложениям, уговорам;
— учиться не скучать, уметь занимать свой ум, свободное время полезным и интересным делом;
— любить себя и свой организм;
— не давать ни малейшего шанса тем, кто сегодня сидит на нашей скамье подсудимых, и подвергнуть их публичной казни через сожжение.
Приложение 4
Кошмарные ралли
Спортивно-творческая эстафета по типу компьютерных игр
Организация игры
1.Реклама.
Если бы мы предложили вам пробежать кросс, вы бы вправе были отказаться. Но мы предлагаем вам нечто другое! Мы приглашаем вас в компьютерный мир на спортивный имитатор «Кошмарные ралли».
«Кошмарные ралли» — это не просто эстафета, это… гонки, и непросто гонки, а гонки с препятствиями, это… Нет, лучше поучаствовать самим!
2.В игре участвует команда из 10 человек. У каждой команды – детская машина на веревочке. Она нужна для атмосферы гонок. Команда, потерявшая или сломавшая свою машину, снимается с трассы. Перед эстафетой все изучают меню и выбирают вид участия в гонках.
Меню:
1.Просто участвовать.
2.Участвовать с хорошим настроением.
3.Участвовать с отличным настроением.
4.Участвовать с желанием победить.
5.Изучение мест проведения соревнований.
6.Просмотр мировых рекордов.
7.Тренировка в одном виде.
3. Перед выходом на трассу команда получает клавиши, которые могут быть использованы во время выполнения заданий игры:
— помощь
— начать заново
— заморозить
— пауза
— сброс
— все нормально
4. Трасса состоит из нескольких уровней. На каждом уровне засчитывается время его прохождения каждым членом команды, результат записывается в путевой лист команды.
Время перехода к следующему уровню не засчитывается (это делается в целях профилактики травматизма). При подведении итогов складывается общее время. Итоги подводятся по возрастным группам. Итоги на каждом уровне подводят инструкторы игры из числа взрослых, руководит всей игрой физрук.
Описание трассы
1 уровень. Обкатка транспортных средств.
Спортплощадка. Дистанция разделена на 6 отрезков. Каждый игрок во время старта находится на своем отрезке. У каждого – свой транспорт (велосипед, самокат, скейтборд, старый таз, детская машина без веревочки, хозяйственная тележка).
После прохождения своей дистанции первый игрок присоединяется ко второму, потом они присоединяются к третьему и т.д. К финишу приходят вшестером.
2 уровень. Стихия земли.
Лужайка. На ровном месте с помощью колышек натянута волейбольная сетка на уровне 0,3 м. Каждый участник команды по очереди должен проползти под ней, не касаясь ее. При грубом нарушении инструктор этого уровня может вернуть игрока для повторного прохождения.
3 уровень. Стихия препятствий.
На любой ровной площадке установлены следующие препятствия: туннель (из сшитых мешков с обручами на концах); 3 арки (нужно под ними проползти); кольцеброс (у каждого игрока по 2 кольца); 3 арки (перепрыгнуть каждую); завершают все 2 кувырка.
Игроки друг за другом проходят все препятствия, время засекается по последнему.
4 уровень. Стихия воды.
Команда оставляет свою обувь на берегу, транспорт берет в руки. Надо пройти определенный участок по воде пешком, плыть запрещено. В воду может зайти друг за другом вся команда, время засекается по последнему.
5 уровень. Передышка.
Создатели игры предусмотрели возможность для уставшего игрока сделать в пути остановку, хотя это и не спортивно. На поляне (в траве, на деревьях, под корягами и камнями спрятаны буквы названия игры, команда должна найти их и составить словосочетание).
6 уровень. Стихия спорта.
Баскетбольная площадка. Каждый игрок по очереди должен выполнить следующие задания:
— пробежать по наклонной гимнастической скамейке;
— перелезть через 2 куба;
— метнуть 2 дротика (дартс);
— забросить мяч в баскетбольную корзину;
— прыгнуть в длину с места.
Замечания.
Уровни трассы придумываются с учетом местности лагеря и имеющегося в лагере игрового реквизита. Любой уровень может быть заменен, усложнен или изменен.
Подведение итогов.
Каждая команда сдает главному судье путевой лист. Судья вместе с инструкторами подсчитывают общее время каждой команды, результаты оформляются в таблицу рекордов.
Приложение 5
Робинзонада
Цели:
1.Развитие у подростков практических навыков гармоничного взаимодействия с природной средой.
2.Обучение методам выживания.
Примерное содержание курса
1.Ориентирование на местности с компасом и картой: по выбору, в заданном направлении. Лавировка. Ориентирование по звездному небу.
Итог: ночной поход в составе группы.
2.Туристская подготовка. Пешеходная техника. Преодоление водных преград, естественных препятствий на маршрутах. Разведка местности. Костры: «шалаш», «колодец».
Итог: выбор места для палатки, установка палатки.
3.Некоторые методы выживания. Случаи экстремальных ситуаций в походах. Действия участника, отставшего от группы, заблудившегося в лесу. Возможность человеческого организма. Способы выживания в окружающей природной среде.
Итог: «Робинзонада» (ролевая игра на местности) в окрестностях лагеря.
По результатам работы и желанию подростков – контрольное задание: проживание в ночном лесу без костра и палатки.
Приложение 6
Азбука спортивных и подвижных игр
А – Армреслинг. Акробатические этюды, Аттракционы.
Б – Бадминтон- турнир. Баллада. Бег в мешках.
В – Велодром. Вышибалы.
Г – Городки. Горелки.
Д – Дискобол. Догонялки. День и ночь.
Е – Единоборства.
Ж – Жмурки.
З – Зоологические забеги.
И – Игры народов мира.
К – Кегельтир. Казаки-разбойники. Канат (русская народная игра). Кошки- мышки.
Л – Лапта.
М – Море волнуется.
Н – Невидимка. На трех ногах.
О – Обруч-трюки.
П – Прятки. Прыжкокиада.
Р – Ракеткобол.
С – Снайпер. Салки. «Мисс скакалка».
Т – Терминатор. Тяни- толкай.
У – Удочка, Увертки.
Х – Ходьба спортивная, на ходулях.
Ц – Цапли и цапленки.
Ч – Чехарда. Черепашьи бега.
Ш – Штандер. Шпион. Школа мяча.
Э – Экзотические комплексы ушу, аэробики; эстафеты и эстафетки.
Я – Ядромет.

 

Сайт ЦДТ "Содружество" Краснодар. Режим работы: с 8.00-18.00