К 100-летию системы дополнительного (внешкольного) образования

 

Не только и не столько о юбилее.

В какие места время от времени человек стремится вернуться, где он чувствует свои корни, уходящие в детство? Куда подросшие воспитанники домов пионеров ведут своих детей? Где можно интересно и с пользой провести время после школы?

Такой центр притяжения находится на пересечении улиц Чапаева и Красноармейской. Знатоки архитектуры нашего города называют его «Дом Михалёва». В нём сейчас располагаются три организации дополнительного образования детей, отмечающие в этом году столетие своей системы. Одному из этих учреждений – Центру творчества «Содружество» — исполняется 40 лет. В канун юбилея директор Марина Васильевна Шатон поделилась успехами и достижениями педагогов и учащихся.

Марина Васильевна, сколько лет Вы работаете в «Содружестве»?

Работаю в этом образовательном учреждении с 10 сентября 1980 года. Это огромная часть моей жизни.

Расскажите, пожалуйста, об истории Вашего учреждения?

Открытие Дома пионеров и школьников Октябрьского района состоялось в 1978 году. Он находился тогда в доме № 2 по улице Шевченко. Позже, в 2006 году, место расположения сменилось, мы переехали в это здание.

В 1992 году Дом пионеров и школьников стал Центром детского творчества, с 1996 года, получив статус учреждения дополнительного образования детей, был переименован в Центр детского творчества «Содружество», а с 2015 года – в Центр творчества «Содружество». И сейчас объединения Центра есть не только в этом здании, наши педагоги работают в пяти клубах по месту жительства и девяти общеобразовательных организациях.

За эти годы увеличилось количество учащихся, появляются новые объединения и направления в работе. Сегодня в объединениях Центра занимаются более двух тысяч юных краснодарцев.

Какими качествами должен обладать педагог, работающий в учреждении дополнительного образования?

Думаю, работников учреждения дополнительного образования отличают особый талант и творчество, они постоянно должны заниматься самообразованием, любить детей и свою профессию. Наши педагоги — очень увлеченные люди, их деятельность заключается не только в привитии учащимся какого-то навыка, которым они сами владеют в совершенстве. Гораздо важнее, как они смогут развить и воспитать своих подопечных. И пусть не станут наши воспитанники знаменитыми художниками, актёрами и певцами, главное, чтобы мы научили их добиваться цели, работать в команде, отвечать за порученное дело, общаться, дружить.

Сегодня в Центре творчества работает 69 педагогов, большая часть из которых имеет стаж работы свыше 20 лет; есть и молодые педагоги, некоторые из них – наши выпускники. На сегодняшний день коллектив сложился достаточно мобильный, творческий.

С какой установкой ребенок должен приходить в Центр творчества в первый раз? А родитель?

— Трудно ожидать от дошкольника 4-6 лет или даже 7-9-летнего ребенка, который первый раз приходит в  наше учреждение, какойлибо сознательной установки. В этом возрасте дети хотят играть, развлекаться, вряд ли ктото из них приходит с четким осознанием того, что театр, хореография, изобразительное искусство — это в перспективе дело его жизни.

Надо отметить также, дети значительно изменились. Их интересы формируются под воздействием глобальной информационной сети. Различие в материальном благополучии часто накладывает свои отпечатки на мироощущение, поведение, общение со сверстниками. Они высоко ценят персональное внимание к себе и своим интересам, многих увлекает не столько творческий процесс, сколько динамика изменений, яркость впечатлений и конкретность результата труда. Многое зависит от личности педагога: если сумеет пробудить интерес, воспитать трудолюбие, «заразить» творчеством, то появятся в процессе обучения нужные установки вплоть до профессиональной ориентации.

Что касается родителей, то самая главная установка — это готовность к сотрудничеству: только совместные усилия ребенка, педагога и родителей могут дать желаемый результат. Родители должны понимать, что результат всегда отсрочен во времени, поэтому нужно запастить терпением и пониманием. Сегодня в системе дополнительного образования, да и, наверное, в системе образования в целом, сложилась практика, когда отношения педагогов и родителей рассматриваются на уровне «исполнитель — получатель услуги». Это ограниченная схема отнюдь не способствует повышению престижа профессии педагога и не ведет к сотрудничеству и диалогу.

Самые яркие выпускники, кто они, где они? Продолжаете поддерживать с ними связь?

— Наши выпускники — это особая гордость. Со многими педагоги сохраняют очень теплые дружеские отношения. Очень приятно, когда на каникулах к нам приходят бывшие воспитанники – уже студенты, и рассказывают о своих успехах.

В театре-студии «Гелиос», например, уже 15 лет участвует в постановках Эдуард Степанян – выпускник 2003 года. В новом спектакле «Завтра была война» он тоже играет. Пышненко Наталия учится в педагогическом колледже. Екатерина Кузьменко (Бушина) – актриса Краснодарского академического театра драмы имени Горького. А Николай Сорокин подарил театру световую и мультимедийную аппаратуру.

Выпускники объединения «Киностудия «Кадрик» — студенты столичных ВУЗов – проводят мастер-классы для новых поколений студийцев. Юлия Бобкова, Жанна Фатанянц, Иван Чайкин, Надежда Куротченко – всех не перечислить – выбрали своей профессией операторское искусство и киножурналистику.

Мы общаемся с ними, в том числе и через социальные сети, когда ребята находятся далеко от нас. Большинство выпускников сумели найти свою дорогу в жизни, они успешны в профессии, многие продолжают заниматься творчеством. У нас уже учатся их дети. Особенно радостно, когда выпускники становятся нашими педагогами. Сейчас в Центре работают: Александр Куриленко, Сергей Кирьянов, Алёна Жданова, Мария Проскурякова, Евгений Мятежников.

Есть и педагогические династии: Константинова Наталия Андреевна, её дочь Екатерина Лысенкова и племянница Марина Лященко; Борщева Надежда Яковлевна и её сын Роман Ихсанов; Шапошникова Зоя Васильевна и её сын Борис Фёдорович.

Трудно быть одновременно ответственным и за формирование мировоззрения ребенка, и за материальные условия?

Это возможно только в том случае, если за тобой стоит надежная команда помощников, каждый из которых отвечает за свой участок работы, а ты, как директор, можешь им доверять и всецело на них положиться. Подругому невозможно.

.Очень помогают депутаты Городской Думы. В кабинетах появились подвесные потолки, поменяли электропроводку, установили пожарную сигнализацию, пластиковые окна, полностью обновили отопительную систему. В ближайшее время обновим двери в трёх кабинетах. Стараемся! И очень хочется, чтобы наш Центр, выглядел достойно, ведь воспитание в ребёнке чувства прекрасного начинается не с порога его кабинета, а с порога всего здания, куда он приходит заниматься, с дороги, по которой человек идёт. Всё, что окружает ребёнка, должно быть гармонично и эстетично, только тогда у него разовьётся хороший вкус. Надеюсь, что в ближайшие год-два удастся отремонтировать фасад здания. 

 Система дополнительного образования, по мнению ее идеологов, задумана как оплот поиска и эксперимента, шанс использовать возможности свободы выбора, которые позволяют найти эффективные способы обучения и воспитания, открыть принципиально другие образовательные пространства. Эксперимент и инновации трудно представить без современного технического оснащения. Модернизация материальной базы – одна из актуальнейших потребностей, если мы действительно желаем достичь высокой позиции в вопросах воспитания и практико-ориентированного обучения. Конечно, нужно говорить и о достойной заработной плате педагогов, и о вузовской подготовке специалистов дополнительного образования, о строительстве современных зданий образовательных учреждений и многом другом. Вопросов больше, чем ответов.

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и хорошим педагогом, и эффективным менеджером — большая редкость. И хотя это объективное требование сегодняшнего дня, я, в первую очередь, остаюсь педагогом (режиссёром), и с этим уже ничего нельзя поделать. Наверное, только новое поколение руководителей сможет изменить эту ситуацию.

Чем для вас измеряется эффективность Вашей работы как директора?

У нас в Центре крепкая педагогическая команда, сложившаяся корпоративная культура, есть все условия для развития и самореализации детей и педагогов. Ну и, безусловно, тот факт, что у учреждения хороший имидж, что образовательная и творческая деятельность востребованы и нужны обществу, тоже в значительной степени зависит от эффективности работы директора и всего коллектива.

Знаю, что результатом освоения многих программ Ваших педагогов является участие детей в различных конкурсных мероприятиях. Каковы достижения за последний год?

Наград и побед много. Самые значимые и дорогие следующие: подтвердили звание «Образцовый художественный коллектив» пять объединений – «Детско-юношеский театр-студия «Гелиос», «Театр на Пионерской», «Киностудия «Кадрик», «ИЗОстудия «Колорит» и «Хореографический ансамбль «Росинка»; педагог Оксана Орлова победила на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок».

Хореографический ансамбль «Росинка» получил дипломы 1 степени на ХХХIV Международном фестивале детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели – 2017» и Международном конкурсе-фестивале детского, юношеского и взрослого творчества «Овация». На VIII Международном фестивале-конкурсе молодых независимых театров «Пространство юных» театр-студия «Гелиос» получил ГРАН-ПРИ.

Уже десять лет «Содружество» является опорным учреждением и городским методическим объединением педагогов дополнительного образования по декоративно-прикладному творчеству.

Все эти результаты мы смогли достичь и благодаря замечательным родителям наших воспитанников!

 Конечно, в будущее хочется смотреть с оптимизмом, потому что видны результаты работы всего коллектива. Сейчас мы чувствуем внимание к дополнительному образованию со стороны руководства, многое меняется, надеюсь, к лучшему. Вводится Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Город растет, к нам приходят новые поколения детей. Мы сделаем всё возможное для того, чтобы Центр творчества «Содружество» стал ярким периодом в их жизни. 

Спасибо, Марина Васильевна! Желаю педагогическому коллективу и их воспитанникам новых достижений и новых наград в год столетия дополнительного образования и сорокалетия Центра творчества «Содружество».

Беседовала Ирина Герасименко

Марина Васильевна